Вход
Интересное
Скачать док. фильм "Российский флот: тенденции и перспективы"

Российский флот: тенденции и перспективы

Голосов: -1
Постер Российский флот: тенденции и перспективы
Оригинальное название: Российский флот: тенденции и перспективы
Год выхода: 2012
В ролях: Константин Макиенко
Продолжительность: 00:17:09
Язык: русский
О фильме: Военный эксперт Константин Макиенко о тенденциях и перспективах Российского флота.
Хотя самым ярким, самым зрелищным событием этого лета будет празднование 100-летия ВВС России, все-таки этот летний сезон проходит под знаком военно-морского и кораблестроительного строительства. Может быть, даже не только летний сезон, но и вообще этот 2012-й год.

Лето началось с того, что 30-го мая в самом начале сезона был спущен на воду четвертый корвет проекта 20380 – это заключительный корвет этой серии. Таким образом, можно сказать, что эта серия пошла в серийное крейсерское производство. 8-го июня вышел в море на заводские ходовые испытания многострадальный бывший тяжелый авианесущий или авианосный крейсер «Адмирал Горшков», который теперь называется «Викрамадитья». 23-го июня на «Звездочке» в Северодвинске была спущена или выведена из эллинга, или спущена на воду индийская подводная лодка «Синдуракшак». В этом году она будет передана индийским военно-морским силам. Затем 27-го июля, там же на «Звездочке», был передан военно-морскому флоту атомный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск», который прошел на «Звездочке» средний ремонт, модернизацию и глубокую модернизацию.

Наконец 30-го июля состоялось очень важное событие. Может быть, важнейшее событие этого лета – это закладка 4-го атомного подводного крейсера стратегического назначения нового поколения по проекту «Борей-А» «Князь Владимир». Были еще кое-какие события. На той же «Викрамадитье» начались и уже были осуществлены посадки «МиГ-29», посадки и взлет. Наконец, 17-го августа ожидается закладка очередной, уже третьей по счету дизельной подводной лодки, не атомной подводной лодки, класса «Кило» для черноморского флота.

Таким образом, мы видим, что военно-морские и кораблестроительные события идут довольно плотно. Вернемся к событию 30-го июля, к закладке нового крейсера «Борей», новой подводной лодки типа «Борей-А» «Князь Владимир».

Во-первых, просто пара слов о церемонии. Надо сказать, что все-таки участие президента, главы государства в этой церемонии – это то, что называется «не царское дело». Вообще-то по военно-морской и кораблестроительной традиции главковерх может и должен, даже и желателен на церемониях передачи во флот или передачи в строй таких кораблей, или даже более мелких кораблей. Однако участие в закладке таких кораблей – это все-таки считается не царским делом и не по чину, что называется. Это, во-первых.

Во-вторых, эта церемония закладки корабля отработана уже годами, если не десятилетиями. Она имеет большое значение – это ритуал, как для кораблестроителей, так и для моряков, поэтому вмешательство президентского протокола ничего хорошего в эту церемонию не внесло. Повторяю, есть традиция. На этой церемонии должен выступить представитель производителя, то есть собственно верфи, представитель разработчика этого корабля, обязательно моряки должны выступить. Все это было скомкано, сокращено и редуцировано фактически до выступления самого Владимира Путина. По большому счету ничего страшного в этом нет, но и моряки, и корабелы – это люди довольно суеверные. Просто это может отразиться, вплоть до того, что на моральном состоянии будущего экипажа этого корабля, но это все мелочи.

Если говорить о более важных вещах, то 30-го июля Владимир Путин озвучил несколько очень важных цифр, которые касаются военно-морского строительства в нашей стране на период до 2020-го года. Впервые прозвучала цифра, что нынешней госпрограммой вооружения (действующей госпрограммой вооружений до 2020-года) предполагается постройка 51 надводного корабля. Причем, как особо подчеркнул Владимир Путин, все эти корабли будут построены на российских верфях. Из чего можно сделать такой логический вывод, что наверно верфи «Сен-Назер» во Франции являются уже тоже юридически российскими, потому что насколько мы знаем, два «Мистраля» должны быть построены на этой самой верфи «Сен-Назер» во Франции.

Была озвучена цифра ассигнований, которые предполагается выделить на военно-морское строительство, на строительство кораблей – это 4440 млрд. руб. В общем, приличная цифра и она составляет почти 24% от всего объема финансирования госпрограммы вооружения.

Третья цифра, довольно противоречивая и довольно загадочная. Было сказано, что согласно этой программе предполагается построить 16 многоцелевых лодок. Любопытная для специалистов цифра, потому что не очень ясно, имеется ли в виду только атомные лодки или это вообще все подводные лодки, как атомные многоцелевые, так и дизельные многоцелевые. В общем, в зависимости от этого, здесь можно было бы поговорить о программе, о реалистичности программы, но поскольку это неясно – оставим этот вопрос. Путин подтвердил, что в рамках этой программы предполагается построить восемь «Бореев» — восемь однотипных с «Князем Владимиром» атомных подводных крейсеров стратегического назначения типа «Борей».

Все это касается общих количественных показателей этой программы. Теперь давайте попробуем проанализировать ее качественно. Во-первых, совершенно очевидно, что это не есть кораблестроительная программа или программа военно-морского строительства. Это есть программа строительства морских сил ядерного сдерживания, что не одно и то же. Фактически основные ресурсы будут поглощаться морской компонентой сил ядерного сдерживания, куда кроме морских сил входят также РВСМ и стратегическая авиация.

Действительно, наименьшие финансовые и наименьшие технические риски существуют как раз в отношении строительства собственно этих восьми «Бореев» и тех самых 16-ти многоцелевых лодок, одна из основных задач которых – это обеспечение боевой устойчивости этих восьми «Бореев». После многочисленных трудностей программы «Борей», связанных даже не с лодкой, не с платформой, не с носителем, а связанных, главным образом, с основным оружием, то есть с ракетой «Булава». Так вот эта программа все-таки вышла на этап нормального поступательного развития с минимальными рисками. Летные испытания «Булавы» закончены 23-го декабря прошлого года двойным или залповым пуском двух ракет с борта «Юрия Долгорукого», головного «Борея».

В этом году «Юрий Долгорукий», по всей видимости, осенью будет принят официально на вооружение, то есть на нем будет поднят военно-морской флаг. Может быть, где-то в сентябре будет еще один пуск с борта «Юрия Долгорукого», может быть даже залповый. В общем, понятно, что здесь (тьфу-тьфу-тьфу) трудностей и неожиданностей не должно быть.

Второй крейсер этого типа «Александр Невский» сейчас тоже активно проходит заводские ходовые испытания. Он почти все время в море. Может быть, он тоже в этом году стрельнет «Булаву» и, маловероятно, но может быть, даже в этом году он будет официально принят на вооружение. Если не в этом году, то в начале следующего года – с высочайшей степенью вероятности это можно предполагать.

Третий крейсер «Владимир Мономах» активно строится. Четвертый, хотя он был заложен только 30-го июля – «Князь Владимир». На самом деле он уже в 40%-ой готовности, там отсеки и секции стоят уже практически готовые. По пятому и шестому кораблю, скорее всего работы тоже идут, то есть здесь можно предполагать что ни технических, ни финансовых, ни промышленных рисков, они есть, конечно, совсем их не быть не может, но они минимальные.

По многоцелевым лодкам «Ясеням» тоже опять-таки программа довольно долго буксовала, но сейчас вроде бы опять же она разогналась и по деньгам там нормальное финансирование, и по промышленным техническим аспектам тоже все идет, как должно идти. Не без трудностей, но как и должно идти. Головной «Ясень» «Северодвинск» тоже, как и «Александр Невский», как и «Юрий Долгорукий», ходит в море.

Второй серийный «Казань» — в общем головной, потому что модернизированный – тоже активно строится, то есть здесь, в общем, все более или менее нормально. Основные деньги из этих 4440 млрд. руб., по всей видимости, пойдут именно на эту составляющую, то есть на «Бореи» и на «Ясени».

Если мы посмотрим на строительство надводных кораблей, то здесь ситуация намного сложнее и намного менее радужная. Если говорить не о стратегических силах, а о силах общего назначения, которые и составляют основу всякого флота, кроме традиционно-советского и российского, и вообще основа всякого флота – это эскортные корабли ближней и дальней морской зоны. Их сейчас в России принято называть на западный манер корветы и фрегаты.

И корветы, и фрегаты строятся в России крайне медленно. Головные корабли строятся буквально по 10 лет, годами. Для такого класса кораблей это совершенно нетерпимая ситуация, совершенно неудовлетворительная. Здесь риски в отличие от ядерной составляющей продолжают оставаться очень значительными. Причем это риски даже не финансовые – деньги как мы видим, выделены. Риски эти организационные и технические. Во-первых, что надо сказать в отношении строительства всеобщего назначения и кораблей класса корвет, фрегат поражает разнотипье, конечно. Традиционная беда, которая тянется еще с советских времен. Хотя в России сейчас гораздо меньше ресурсов, но все равно беда сохраняется – это слишком большое количество типов и проектов закладываемых кораблей.

Только по корветам, можно сказать, что корветов проекта 23180 практически их два проекта. Хотя шифр не был поменян, но фактически это два проекта. Уже строится модернизированный проект 20385, то есть это уже третий проект. Есть еще корветы охранно-водного района, причем, по всей видимости, их тоже два типа. Как минимум строится четыре типа корветов, как максимум – даже больше, пять, может быть даже больше. Для корветов, для такого типа корабля – это совершенно нетерпимая ситуация.

По фрегатам. Для индийцев выстроили отличный проект 1135. 6 фрегаты класса «Тальвар». Разогнали, организовали нормальное серийное производство на Балтийском заводе. После того, как построили первую тройку фрегатов для Индии и вместо того чтобы тут же начать строить для себя такие же корабли – мы сначала сделали перерыв. Потом перенесли это производство на «Янтарь». В конце концов, пришли к тому, что начали строить для российского ВМФ фрегаты аналогичные индийским, но уже на другом заводе и с большим перерывом. Фактически опять же новый тип корабля. Для промышленности это получается, как новый тип корабля. При этом параллельно с «Тальварами», которые строятся опять же для черноморского флота, как и «Варшавянки», как и подводные лодки, имеется проект 22350 – уже чисто российский проект, который к Индии не имеет никакого отношения.

Получается, что для фрегатов мы имеем, как минимум, два типа кораблей. Вот это одна проблема для надводных судов, для сил общего назначения – это разнотипье, которое никак не хочет сокращаться.

Вторая проблема состоит в том, что ВМФ постоянно заказывает системы, которые находятся на пределе технологических возможностей нынешней кораблестроительной, приборостроительной и радиостроительной промышленности России. ВМФ постоянно хочет получить некую «Звезду смерти», поэтому уровень инноваций, в закладываемых новых кораблях превышает 30–40 %. Вообще считается, что для корабля нового проекта норма – это 30–40% инноваций. Если выше, то технические риски резко возрастают, также резко возрастает длительность строительства головного корабля и цена. В результате вместо положенных 3–5 лет корабль может строиться 10 лет. В конце концов, он все равно устаревает, но изначально закладывается организационная, по сути, мина.

В отношении фрегатов, да и корветов, мы имеем ровно такую ситуацию. ВМФ хочет насытить эти новые платформы слишком современными, еще не очень отработанными огневыми и радиоэлектронными системами. В результате корабли, помимо того что они строятся долго, еще в ходе строительства постоянно меняется ТТЗ, постоянно вносятся изменения в проект, в результате мы имеем, что головной корвет 23180 строили около 10 лет, головной фрегат 22350 тоже строится уже более 5 лет. В общем эта ситуация абсолютно неудовлетворительная.
Третья причина такого вот долгостроя для всеобщего назначения – тоже организационная. Заключается она в том, что головные корабли сейчас относятся по финансированию, проходят по статье НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Очень удобная для судостроителей статья, потому что здесь никакой ответственности быть не может. Когда вы проводите НИОКР, вы не можете предсказать ни стоимость этих НИОКР, ни сколько они продлятся, ни какой будет результат этого НИОКР. Фактически вы не отвечаете ни за время, ни за качество, ни за деньги. Отвечает за все налогоплательщик, который платит и ВМФ, который бесконечно ждет этих головных кораблей. При этом никаких претензий судостроителям предъявить нельзя, потому что в рамках НИОКР есть технические и финансовые риски, которые предвидеть невозможно.

Если произвести простую бумажную операцию и отнести строительство головных кораблей с бюджетной строки «НИОКР» на бюджетную строку «Серийное производство» — уверяю вас, ситуация, не сразу, но очень быстро изменится. Когда вы заказываете некое производство в рамках серии, то производитель тут же однозначно несет ответственность и за сроки, и за качество, и за финансы, и за контроль финансов. На самом деле, в Советском Союзе головные корабли строились по разряду серийных кораблей, то есть они были просто первыми кораблями в серии. В России их отнесли к НИОКР, отчего и имеем такую ситуацию.

На самом деле это такие многочисленные организационные технические детали, которые даже не сильно интересны неспециалистам. В самом общем виде можно сказать, что конечно, с точки зрения чисто производства железа, что само по себе тоже очень важно, так вот сточки зрения и разработки, и производства новых кораблей – ситуация, конечно, очень быстро меняется к лучшему. Однако основная опасность сейчас заключается в том, чтобы сам ВМФ был готов к принятию этих новых единицы – будь то стратеги, будь то корветы и фрегаты, которые рано или поздно все равно в ВМФ придут. Ситуация с персоналом в ВМФ может оказаться намного хуже, чем ситуация в кораблестроительной промышленности. Как бы нам не оказаться в ситуации, когда ВМФ будет получать новые единицы, а вот использовать и эксплуатировать их будет некому.
ФАЙЛ
Имя файла: Российский флот_ тенденции и перспективы.mpg
Размер файла: 227 MB
Длительность: 17mn 8s
Общий битрейт: 1 850 Kbps
Видео: AVC, 1280x720 (16:9), 25.000 fps, 1 656 Kbps (0.072 bit/pixel)
Аудио: AAC LC, 44.1 KHz, 2 ch, 192 Kbps, VBR


Screens:

http://i58.fastpic.ru/big/2013/0910/63/f5d4ecb962d4fa82e55453359de2d663.jpg http://i59.fastpic.ru/big/2013/0910/94/31aebefd70cdb90dbc04dae516f39f94.jpg http://i60.fastpic.ru/big/2013/0910/01/4bcc011ca5824291e6ad65f8d0e5fb01.jpg http://i60.fastpic.ru/big/2013/0910/fb/9c07967f17ce1a76229df4c449375dfb.jpg

http://i57.fastpic.ru/big/2013/0910/0f/be80bcf54e7461386d73516d4ba3d30f.jpg http://i58.fastpic.ru/big/2013/0910/f6/d4efcd22476e82f9e85597fd43b173f6.jpg http://i60.fastpic.ru/big/2013/0910/2f/6dcebac89a635b41a4072eb6208a402f.jpg http://i60.fastpic.ru/big/2013/0910/e2/4efd511f74f7848d83ec88b7beff63e2.jpg

http://i58.fastpic.ru/big/2013/0910/3e/b1f7eda22845a5764b25888224bf613e.jpg
http://i54.fastpic.ru/big/2013/0219/78/8c38bdc1fdc94f914670274ab0d6e778.gif
http://i51.fastpic.ru/big/2013/0219/35/193ff96dc373bb1f14cafb95e37aa535.gif


Просмотров4466
Взят193
Скачан27 раз
Раздалmetanoia
Размер226.98 MB
Добавлен2013-09-15 00:11:12

Список комментариев
Дополнительные тэги: Дугин, Емелин, Жарников, Зайцев, Зиновьев, Зюганов, Илюхин, Ирак, Иудаизм, Кадочников, Караулов, Кеннеди, Клименко, Коллайдер, Комиссия, Компьютер, Конкуренция, Консультант, Концепция, Корпорация, Кощун

|